Как мы увидели Эверест и покатались на слоне в Читване (Непал)

Мы с Андреем — не профессиональные походники и не альпинисты, и даже не спортсмены… Но поход к базовому лагерю Эвереста и подъем на пик Кала Патар 5645 м нам дался несложно. Для этого хватило пары ног и палок, помощь носильщика с нашими рюкзаками и немало денег…
непал эверест базовый лагерь
✔Хотела бы я повторит опыт?
❌По этому маршруту — никогда в жизни! Такая идея рождается спонтанно и исполняется однажды в диком азарте и с любопытством. По другому маршруту  — возможно. Ниже — воспоминания из Инстаграма с треккинга к базовому лагерю Эвереста, с заповедника Читван и столицы Катманду.
16 ноября
Шопинг и прогулки в Катманду по туристическому району Тамель. Купили горные очки с защитой 3 в фирменном магазине Sherpa, также пуховики производства местного подвала за 30 баксов, термобелье, авиабилеты в Луклу и прочие нужности в горах. Эвересту быть!

Второй день в Катманду прошел в погоне за голубями, покупками одежды и вкусняшек в горы, прогулками по площади Дурбар. и у самой большой ступы Бодханатх. Завтра надеюсь, покинем шумный и пыльный мегаполис ради природных красот

17 ноября
Держите за нас кулачки сегодня! Летим местными авиалиниями Tara Air в один из самых опасных аэропортов мира в Лукле

самолет в Луклу

Полет Катманду — Лукла длится около получаса. Очень красиво, но в конце адски страшно, когда подлетали близко к горам, менялось давление и самолетик TaraAir кидало как пушинку вверх-вниз. Конечно, я покричала… Андрей @foxyachting был серьезен и спокоен/ А вот посадку почти не заметила, 500 метров полосы всего

Посадка в Лукле на видео

Садиться в самолет нужно слева и на первом ряду, тогда снимаешь заснеженные пики и пилотов с посадкой. ️Цена билета не очень приятная… 175 баксов на человека в одну сторону☹ Вообще этот трек к Эвересту — один из самых дорогих в Непале, если посчитать всю подготовку и расходы на месте
Катманду Лукла
Так как уже был удачный опыт похода в конце ноября в Непале —  «Горепани Пун Хилл», поэтому для трекинга к БЛ Эвереста я специально выбрала вторую половину ноября.

• Меньше людей на тропе, чем в октябре
  • Ясное голубое небо, с маловероятными дождями, нет снега на тропе
  • Легко купить билеты в Луклу, откуда старт трека к самой высокой горе в мире Эверест
  • Конец сезона — лучший выбор лоджий (домиков)
  • ⚠️ Одно «но» — холодно на больших высотах так, что даже местные шерпы мерзнут
молитвенный барабан Непал
молитвенный барабан

Первый день трека уже закончился, прошли 3,5 ч с паузами на массала-чай до деревушки Phakding, где наелись мо-мо (пельмени) и взяли добавку салата из свежих, местных овощей. Чем выше в горы, тем витамины встречаться будут реже, а еда будет не вкусной

пельмени мо-мо непал

18 ноября

У знаменитых мостов, попавших в фильм «Эверест». Сейчас используется верхний — мост Хиллари, он сокращает путь к Намче Базару. Идти страшно, ветер завывает на такой высоте. Но за трек к базовому лагерю Эвереста подвесных мостов будет много, привыкаешь…

Привет, знаменитый Намче Базар! Это глоток цивилизации с горячим душем, вкусной едой и даже банкоматом. Две ночи мы здесь на высоте 3447 м — акклиматизируемся, не забывая о походах наверх, а ночевка внизу — такое правило на больших высотах, чтобы не было горной болезни.

Намче Базар Непал

19 ноября

Утро третьего дня. Намче Базар во всей красе из окна Лоджа Alpine — место классное, с бесконечным горячим душем и вкусной едой 🏘 Cейчас пойдем менять евро на непальские рупии, пить вкусный капучино, и наконец обзаведемся интернет-симкой, которая действует на всем треке Базовый Лагерь Эвереста.

P.S. Симка работает лишь  на 1 устройстве в деревнях,а не на тропе, где стоит роутер с этой сетью. В ноябре 2018 покупала за 20 долларов — 10 Гб. вела даже прямой эфир в Инстагаме на 5200 м!

Намче Базар непал
вид с окна отеля на Намче Базар

Вы не поверите, но на 3-й день трека меня узнали, и это в Непале! В Намче-базаре в популярной кофейне-кондитерской на высоте 3440 м @everest Это был хозяин Everest Bakery. Позже я поняла, что это он меня из Инстаграма узнал, я весной через украинских альпинистов, оставивших тут флаги на стене, подписалась на него, а он в ответ…

На спуске с БЛ Эвереста этот человек сыграет важную роль в нашем походе

3 день трека — акклиматизация.  Поднялись на 440 м вверх к отелю Everest View — кто смотрел «Мир наизнанку» с Димой Комаровым, должен помнить этот японский отель с видом на самый высокий пик в мире. Меня сам отель, а тем более его ресторан не впечатлил… Зато какие виды на Гималаи по дороге открываются — вау!

Назад от отеля спустились к Намче Базар на вторую ночевку. С паузой на скромный обед прогулка заняла 4,5 часа. Это залог того, что завтра набор высоты и ночевка на высоте 3880 пройдут хорошо

Наш портер прозрел, когда увидел мой маникюр со стразами. 😂 А чё мне в горы ходить некрасивой что ли? Портер еще не догадывается, что он несет фен, косметички и даже шелковую юбку в рюкзаке. Зачем — увидите позже.

Намче Базар Непал

20 ноября
Видите вдалеке вершину с облачком ? это Эверест! Мы уже дошли до Тенгбоче на 3860 м, где и ночуем.

Базовый лагерь эвереста треккинг
впервые на треке видим чуть-чуть Эверест

Портер меня начал бесить, ежедневно заставлял тормозить на обед, перекусы орехами и шоколадками его не устраивали… Чуть позже я осознаю, что он прав. Впервые в жизни я ощутила, как молниеносно дает энергию и силы питание и сладкий чай, вода. Чем выше шли, питание было более примитивным, а цены выше Андрей питался жареным рисом с овощами и яйцом. Я ненавижу едную азиатскую еду, типа дал-бата (чечевица с рисом, соусами и редко с курицей)… поэтому брала картошку, макароны, курицу при отелях и салат из свежих овощей. Но замечу — на 4000-5000 перебирать нечем, заказываешь что-то калорийное
жареный рис непал
Весь трек мы встречали массу ступ, молитвенных барабанов, даже на воде, мостов с флжками — народ тут религиозный. Считается, что когда ветер раздувает молитвенные флажки, молитвы читаются как бы сами собой, автоматически. Молитвы о любви за людей, за всех живых существ и за мир без страданий.

Ночевка в лодже напротив монастыря в Тенгбоче была полным кошмаром — адски холодно в комнате, туалет дин на весь коридор, грязно, крысы за стенами бегают, еда невкусная. Есть жилье получше, если от монастыря идти минут 20 дальше по треку, даже с электропростынями, и там ветра не задувают.

Но был и плюс в этом дне — мы встретили в Гималаях горного козла! Посчитали удачей

треккинг к базовому лагерю эвереста самостоятельно

21 ноября
5-й день трека из Tengboche до деревни Dingboche на высоте 4400 м прошел в легкой прогулке 😋 Днем присели на легкий обед с чаем,уже без портера, он шелвпреди нас, мы даже за вещи не переживали, посчитали примерно их стоимость )) На большой высоте солнце — это натуральный кипятильник, пригладитесь к чайнику. На такой высоте обычный кипяток тоже стоит немалых денег!

будущий чай

Я заранее нашла хороший лодж по букингу в Дингбоче — Hotel Tashi delek, где очень тепло в комнате, чисто, есть собственный туалет, а это не часто на таких высотах. После вчерашней ледяной общаги в Тенгбоче я больше не доверила выбор жилья носильщику😡 Сегодня мы даже приняли душ с Андреем, схитрив, чтоб не платить 10 баксов за двоих. И самое прикольное — на высоте 4400 феном вырубила в доме пробки, мощность их солнечных батарей не выдержала. Сижу вот у дровяной печи, сушусь по старинке

22 ноября
Горные походы — не значит палатки и рюкзаки за плечами. В Непале сервис развит в плане треккингов так, что есть кому нести твои тяжести за деньги. На всем треке есть где жить, пусть аскетично… зато сытно кормят. И я всегда беру лучшие номера с туалетом и душем, если возможно. По ходу можно докупить все необходимое, к примеру, сникерсы, булочки с корицей, воду, чай и даже подпопники. Ловите красивую меня, с чистыми волосами, маникюром и в юбке на высоте 4800 м. Именно для таких кадров Бисну нес в рюкзаке шелковую юбку!
поход к базовому лагерю эвереста
Самое необычное, что видели сегодня — долину памятников альпинистам, ходившим в Гималаи. Есть много фамилий, известных всему миру. К примеру, по фильму «Эверест» вы знаете о руководителе группы в 19996 г Скоте Фишере, который погиб на вершине, и советском альпинисте Анатолие Букурееве, он спас в то восхождение троих человек без помощи кислорода, а погиб позже на Анапурне в лавине.

День 6 окончен, мы заселились в Lobuche на 4930 м и идем кушать сытно-сытно! В столовке мы познакомились с русскими из США, они жаловались на организацию, причем ею занимался их непальский коллега из офиса. За ужином, мы увидели сколько больных вокург нас, это привело в шок! Мы поняли, как хорошо, что идем самостоятельно, никто нас не заразил, иначе — трек коту под хвост. Замечу, что на высоте 5000 м организм не в состоянии выздороветь, надо спускаться.
Вчерашний день трека в видеонарезке. Смотрю, кто-то полон сил, что ещё и танцевать умудряется

23 августа
Мы дошли до финальной деревни Горак Шеп на высоте почти 5200 м,  надеемся забраться на Кала Патар, чтоб увидеть Эверест на закате. Нам по пути подсказали белорусы, что базовый лагерь сейчас неинтересный, так как пустой, а смотреть лучше на Эверест на закате, нежели на рассвете. Погода чудесная, настроение боевое!🚀

Горак Шеп
Горак Шпеп -последняя деревня у Эвереста

Сегодня был самый тяжелый в физическом плане день трекинга к Эвересту. Но мы сделали это! С утра до обеда дошли до самого последнего поселения Gorak Shep 🏠 пообедали и пошли на гору Кала Патар на высоту 5660 м.  Это было нелегко, на 7-й день поменять так резко высоту, да и ежедневно столько шагать, но вы видите результат — мы живы, целы, веселы, горная болезнь нас не свалила, а еще погода была все дни чудесная!

Как морально и физически заставить себя идти так высоко вечером, когда силы на исходе, кислорода не хватает, даже в отеле на 2 этаж поднимались с трудом в номер? Я придумала собирать камни! Непал богат на драгоценные камни, поэтому я искала их под ногами, привезла домой сверкающие кристаллы

горак шеп
мои трофеи

Позади меня коричневая гора — Эверест 🤩 мечта последних трех лет… а я стою в юбке и футболке с черногорским флагом на вершине Кала Патара на закате в дикий мороз. Поверьте, для всех вокруг на вершине я устроила шоу! Черногория я жду в подарок за труды — гражданство 🙂 Эверест высотой 8848 м позади нас коричневого цвета

трек к Эвересту самостоятельно

самое экстремальное и страшное было за трек — спать в холодном доме на высоте 5200 м. Организм там выживает, ему не нравится… Мы доплатили за электропростыни, но они не работали… На фото — ледник Кхумбу, который постоянно движется вниз

ледник Кхмбу непал

24 ноября

День 8 — еще ночью завыла буря, утром нам выдвигаться, а там песчаная метель. Спускаться с 5200 м на 1000 м перепад высот, вроде класс, но с холодным песчаным ветром — адок… Мы сделали паузу в деревне Lobuche на пиццу, суп, чай и снова в путь. Зато нам обещали вечером душ

трек к эвересту
песчаная метель

Любимый Vranac от черногорской винодельни @13.jul_plantaze  удобно брать в любой поход в мини таре. Вино вместе со мной увидело Эверест — крышу мира и знаменитый ледник Кхумбу. Я его так и не выпила на 5,6 тыс м — иначе не слезла б с горы… Выпью родное винишко где-то на пару тысяч метров пониже, как победоносный презент за восхождение на Кала Патар

25 ноября
10 часов перехода от Фериче до Намче Базара с редкими паузами на перекус, под конец шли по узкой тропе у обрыва с фонариками, еще то удовольствие… 34 тысячи шагов вверх-вниз по горам 😲 итого 800 м потеря высоты сегодня. Мы решили идти в 2 раза больше расстояние вниз, нежели поднимались, а с 17:00 темнело, приходилось рисковать по темени, наш портер бурчал…
трек к базовому лагерю эвереста
18 км расстояние пешком до Намче Базара 👣 никогда в жизни я столько не ходила, причина — хотелось цивилизации и полчаса стоять под нормальным душем, спать в теплой комнате уже знакомого Alpine Lodge, а не ледяной с крысами… и вот, уставшие мы на ужине в отеле, наконец позволили себе выпить под курочку с картошкой черногорского вина и непальского рома. А тут и воплощение моей кошки Милки пришло попрошайничать, я уж растрогалась, накормила худышку🤗

26 ноября
Вообще, приятные люди попадаются нам треке к Базовому Лагерю Эвереста, желающие помочь или просто поболтать. Да и мы тоже отвечаем взаимностью, к примеру, я полячке подарила свою кепку, у нее на высоте 5000 м была проблема с глазами, горные очки не спасали, слепла…

На спуске мы снова зашли в Намче Базар на капучино, где хозяин нам помог телефонным звонком решить вопрос с авиабилетами на завтра утро в Катманду. Наш портер все пытался взять на себя этот вопрос и говорил гадости — что нас в Лукле поздно вечером не дождаться, в самолете мест нам не оставят…дурак!

Кстати, из соседнего заведения в Намче уже кричали моему Андрею,  что узнают его по бороде, вроде он sasha0404😆 А хозяин кондитерской сказал, что новость о сумасшедшей в юбке и футболке в ледяной мороз на Кала Патаре дошла быстрее с другими людьми, чем я спустилась вниз!

По фото видно, что мы похудели. Но не виден облезший нос, из которого 2 недели шла кровь — полопались сосуды от большой высоты, я ходила с рулоном туалетной бумаги. Также сгорело лицо, несмотря на крем с 50 spfНамче Базар
Единственное место в этом треке за которым буду скучать  — Namche Bazar. Удивительное расположение на краю утеса среди величественных гор. Цивилизация, еще встречается нормальное жилье и вкусная еда на высоте 3440 м, есть ароматные кофейни гидроэлектростанция, благодаря которой вода быстро и недорого нагревается для уставшего туриста, и не вырубает фен! Им мы еще сушили одежду и грели комнату. Во всем остальном треки в Непале не для слабонервных, как морально, так и физически…

Намче Базар

27 ноября
Всем советую выбирать для полета из зоны Эвереста в Катманду авиакомпанию Summit air — лучше самолеты чем у Tara или Yety.  Мы вышли из Намче Базара в 11:30 вчера и дошли до Луклы с паузой на ужин лишь в 21. Забавно, что в Лукле вырбило свет, и даже утром аэропорт как-то работал без электричества… А по Гималаям в темень ходят одни носильщики… ну и мы с фонариками.
Непал, Гималаи
Народ утром в аэропорту прозрел как мы за 10 суток вместо 12 сделали этот трек! на фото — я уставшая и довольная походом,  8 утра в аэропорту Хиллари-Тенцинга в городке Лукла на высоте 2830 м

аэропорт Лукла

отдых в Катманду и Читване

Уже полчаса как я в Катманду ем вкуснейший завтрак, свежие фрукты и обалденный капучино. Мы снова остановились в отеле Norbulinka. Всем его советую, для Непала шикарен за адекватную цену $45 в сутки

28 ноября

После трека в горах, где мы прошли 100 км пешком, организм требует еды в 2 раза в больше обычного😁 Мы оба похудели по моим оценкам на 5 кг минимум, а может и больше. Поэтому калории, свежевыжатые соки и арбузы с папайей нам очень необходимы.

Второй день восстанавливаемся в Катманду после 10-дневного трека. Привычка просыпаться рано осталась после ранних подъемов в горах, и в 5:30 я наконец открыла компьютер и занялась работой. Кстати, время от Черногорского отличается на + 4 ч 45 минут

Если вы впервые в Непале, возьмите эту экскурсию по Катманду с классным гидом

Катманду Дурбар
площадь Дурбар

Потом завтрак, стирка… часть трикотажных вещей доверили постирать за деньги в отеле, а дорогие трекинговые вещи и белье я по старинке — ручками в раковине с Тайдом. Лишь днем нашли силы выползти на улицу, от экскурсии к Храму обезьян Андрей отказался — ноги у нас еще ноют, а там ступеньки. Походили по магазинам, посмотрели украшения.

Непал — долина драгоценных камней «за копейки». Комплект из серебряного кольца и кулона с топазами — 50 баксов. Может и переплатила… но для Европы это дешево. От камней тут разбегаются глаза, сами же украшения делают однообразно и ‘топорно’, хотя магазины есть на любой вкус.

Зашли в книжно-сувенирный магазин Пилигримс — отправили открытки с видом на Эверест.

Повела Андрея в хипстерское заведение «The places». Паста с грибами была офигенной, как и шоколадный Брауни с капучино. Вам из России нас, оголодавших и исхудавших, не понять 😆

В Непале мы до 3 декабря, и эти дни проведем с пользой — поедем греться в теплый нацпарк Читван, где +28 днем ☀️ А по джунглям гуляют носороги, крокодилы, слоны, бэмби и якобы тигры. Я здесь уже была в 2016 году, пора Андрея прокатить на непальских автобусах и слонах

Непал Читван

29 ноября
Как же хорошо на природе, среди зелени, тепла и животных. А еще тут свежий воздух, а не загрязненный как в столице, +28 тепла, много фруктов и цветов! Мы высыпались и кайфовали от животных
национальный парк читван
Прогулка по джунглям утром — это заряд эмоций и адреналина. Носорога, медведя и тигра пока не встретили Оставим им возможность на обеденное время. На вечер взяли джип-сафари, но осенью большая трава мешает видеть животных, как весной… кабана увидели, бэмби, крокодилов и прочую мелочь

Читван
кабан на сафари

Андрей искупался со слонихой в реке, а я покормила бананами. Обязательно приезжайте в нацпарк Читван на сафари и общение со слониками — море удовольствия!

30 ноября
Все сегодня было прекрасно в нацпарке Читван. Кроме одного — так и не встретили носорога… хотя их тут много, и пару лет назад я их видела не просто на сафари, а даже спящим в чужом огороде😆
Читван
2 декабря
Ходили сегодня к Храму обезьян кормить этих наглых созданий, Андрей обожает обезьян.

А потом дошли до Британского кладбища, где похоронен Борис Лисаневич — первооткрыватель Непала для туристов и альпинистов. Там есть сторож, денег за посещение не взял, но мы попросили еще книгу, где оставили запись, что были здесь. Борис Лисаневич был родом из Одессы, сто лет назад стал белым эмигрантом, жил в Европе, а затем в Индии и Непале. Книга Мишеля Песселя «Тигр на завтрак» рассказывает об этом выдающемся человеке и его роли в открытии Непала иностранцам.

могила Бориса Лисаневича в Катманду

Назвать Непал дешевым для туриста язык не поворачивается, особенно если ты ждешь сервис, теплое жилье и вкусное питание. Многие товары завезены из Индии, поэтому с наценкой. Отдых на Бали был дешевле, чем поход в Гималаях… Но Эверест того стоил, а альпинистам он обходится куда дороже — цены от $65 тыс за восхождение +$10 тыс за обмундирование!

трек к Эвересту самостоятельно

Об организационных моментах нашего похода в Гималаях я писала ранее здесь.

Видео из Непала

Трек от Намче Базара до Кала Патара

Вторая часть трека — от Эвереста к Лукле

Сафари в парке Читван

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)